Тренды в публичной коммуникации

Игорь Родченко

Тренды в публичной коммуникации

Этот вопрос я задал Алану Броачу – ирландскому специалисту по эффективной презентации: видит ли он какие-то изменения, пусть самые незначительные, в том, как сегодня выступают спикеры в сравнении с недавним, пяти- десятилетним прошлым? Пока ему переводили, он оценивающе смотрел на меня, вероятно, прикидывая время ответа. Был краток: «Да, изменения есть, и это фан – желание развлекать аудиторию».

С ним трудно не согласиться. Выступления действительно стали более живыми, яркими, и хоть он меня об этом не просил, я дополню его ответ своим – ведь он сам признался, что его удивляет в русских способность не только спрашивать, но тут же вместо спикера отвечать.

1. Цепкость

У многих наших спикеров появилась способность «зацепиться за аудиторию». Они со слушателями разговаривают, а не презентуют себя. Еще несколько лет назад на любой конференции такие ораторы были редкостью. Типичен был спикер, который представлял публике слайды и подготовленный текст, при этом либо вовсе не глядя на аудиторию, либо скользя по ней глазами. Сегодня большинство выступающих в больших залах выходят к краю сцены и смотрят в зал. Некоторые не просто смотрят, но и видят. Эти «цепляют» по-настоящему.

2. Искренность

Ставшие в последнее время популярными FuckUp- шоу подчеркивают тенденцию отхода от формализованного, искусственного выступления к поиску себя настоящего, себя искреннего, способного ничего не изображать, не надувать щёки, не играть какую-то роль. Искренность помогает освободить и раскрыть индивидуальность. Им проигрывают ораторы, преувеличивающие себя. Гладкий пробор и лакированные туфли сдают позиции взъерошенным волосам и кедам. Классические брюки – рваным джинсам. Умирают не только самопрезентации, но и формальные презентации. Публика ныряет в телефоны, как только слышит в начале: «А сейчас несколько слов о нашей компании». Бросьте на слайд QR-код, и желающие сами всё узнают.

3. Индивидуальность

Какие же они стали разные! Иногда удачно выраженная черта – оптимизм, буддизм или пофигизм, становится ударной силой публичной фигуры и работает на узнаваемость и интерес. Поиск такой индивидуальности и эксплуатация её становятся сегодня нормой. Законы маркетинга распространяются на публичное выступление. Поиск такой индивидуальности и эксплуатация её становятся сегодня нормой. Законы маркетинга распространяются на публичное выступление.

4. Умиротворение

Имею в виду наступившее успокоение по поводу использования или неиспользования слайдов PowerPoint. Они сегодня занимают то место, которое и должны занимать в большинстве публичных выступлений, – второстепенное. Слайды сопровождают оратора, а не оратор сопровождает слайды.

5. Амазонки

Нам вчера казалось, что женщинам не место в сражении мужчин за первенство на агоре. Мы ошиблись. Мужчин в пространстве публичности не просто теснят, а часто и побеждают женщины. Так случилось и в финале ReForuma: в споре о преимуществах управления в бирюзовых организациях против оранжевой классики явно победили две амазонки – председатель правления студии Союзмультфильм Юлиана Слащева и президент Finn Flare Ксения Рясник. Оранжевые львицы размазали по стенке бирюзовых эльфов, заставив их искать запасной выход. Зал был в восторге.

Уверен: будь у Алана Броача на меня больше времени, он назвал бы все эти пункты, определив их трендами современной публичной речи. Впрочем, талант - он ведь в умении одним словом выразить многое.
Это, кстати, ещё один тренд нашего времени: времени на выступление дают так мало, что не за горами времена, когда всё нужно будет уметь сказать одним-двумя словами…

О, времена! О, нравы!

#ReForum-2018

Советы о том, как говорить лучше. Еженедельно.
Задать вопрос