Речевая ответственность как я ее понимаю

Речевая культура, Ораторское мастерство, Корпоративная культура

Речевая ответственность как я ее понимаю

МЫ ГОВОРИМ — И ЭТО ТАК ЕСТЕСТВЕННО, КАК ТО, ЧТО МЫ ДЫШИМ.

Слова сами слетают с языка, как вырывается дыхание.

Мы не помним себя не умеющими говорить.

Иллюзия врождённости речи, её естественное присутствие дают ложный повод относиться к ней как к объективной данности, существующей без личных усилий.

РЕЧЕВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ЭТО ОСОЗНАНИЕ ТАКОЙ ЛОЖНОСТИ.

Это внутренний договор с собой о том, что без моей воли и моего желания ни одно моё слово не выйдет в свет. Это тот сдерживающий механизм, который мы сознательно запускаем для обуздания своей речевой стихии, это назначение себя хозяином своих слов.

«Я сказал!» — этим заявлением вождь прекращает споры, но и берёт на себя груз ответчика.

Речевая ответственность появляется у человека в то время, когда он начинает ощущать социум. Иногда это происходит уже в детском саду. «Я что-то не то сказал?» — тревожно спрашивает ребёнок. Или «Я пошутил», — говорит он вдогонку своим словам, которые сумел оценить как не совсем удачные. Ребёнок понимает, что от его слов зависит дружба, мамино настроение...

Есть люди, которые на протяжении всей жизни не испытывают давление такой ответственности. Самопроизвольная речь — часто признак уверенного в себе самодура.

«Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!» — вот метафорическое определение речевой ответственности, сформулированное народным сознанием.

Личность с речевой ответственностью понимает: чем выше ты находишься на социальной лестнице, тем больший резонанс имеет всё, тобою сказанное и написанное. Неряшливую мятую речь не компенсируют крахмальный воротничок и бриллиантовые запонки. Махнул на свою речь — махни и на своё положение. И «Мерседес» не вывезет.

Если ты родитель, учитель, воспитатель, то речевая ответственность твоя неизмеримо выше. На кону не только твой авторитет, но душа ребёнка. Роль ментора, сама по себе уже подавляющая младшего по возрасту, должна быть исполнена такой тонкой речевой игры, чтобы ни одно слово не унизило, не обожгло, не оттолкнуло, не укрепило в ещё робком самосознании неверие в себя. И если тебе свойственна ирония, так украшающая дружеское общение, потрудись над тем, чтобы в отношениях с младшим держать её под замком. Из выгодной позиции авторитетного возраста она не только неблагородна, но и убийственна.

А речевое поведение врача? Не только слово, каждый нюанс интонации, каждая пауза — всё будет взвешено на тревожных чутких весах. Представьте себе переживания пациента, когда немногословный врач что-то молча записывает... Врач-балагур также не внушает недоверия.

Но кроме социальной, коммуникативной речевой ответственности, связанной с ролями в обществе, есть и ещё один её аспект. Это ответственность перед самим Словом.

Это трепет художника перед своим творением. Имеющий эту беспокойную ответственность ищет слово, перебирает оттенки, комбинирует, пробует на язык. Он мучает себя поиском, но зато как он бывает награждён за точную, яркую краску исполненного слова.

РЕЧЕВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДЕЛО ГЛУБОКО ЛИЧНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ. УКАЗОВ НЕТ.

Иметь её или не иметь — это каждый, как мы знаем и поём, решает сам.

Советы о том, как говорить лучше. Еженедельно.
Задать вопрос