8 800 775 30 31

Жанры и формы публичных выступлений: как сделать правильный выбор

Жанры и формы публичных выступлений: как сделать правильный выбор

Риторика — очень древняя наука, и большие умы давно уже разобрали публичное выступление на молекулы и определили его виды, типы и жанры. Нам остается только правильно выбрать. Но как? Давайте разбираться.

Прежде всего, стоит отталкиваться от цели.

Виды публичных выступлений по цели

Мотивирующая речь

Вы хотите вдохновить аудиторию? Начинайте работу в жанре мотивирующей речи. Здесь будет четкий и внятный призыв, достаточное количество эмоций и примеров, а возможно и ваша личная история. Умение выступить с мотивационной речью — важный навык. Мотивационные речи имеют множество применений, включая улучшение личностного развития, предоставление новой перспективы, уменьшение опасений, укрепление уверенности и повышение эффективности работы сотрудников.

Убеждающая речь

Жанр убеждающей речи хорош для рабочих презентаций, научных и технических докладов. Убедитесь, что у вас в речи соблюдён баланс рациональной и эмоциональной аргументации, соблюдается логика, есть внятное начало и понятное резюме в конце. Используйте аргументы, которые являются истинными не для вас, а для вашей аудитории — это поможет убедить их намного эффективнее.

Информирующая речь

Информирующая речь представляет собой устное объявление. Она лаконична, отличается простотой и ясностью.

Торжественная речь

Различные виды торжественных речей применяют для официальных, протокольных и праздничных мероприятий. Это один из самых сложных жанров. Так называемая эпидейктическая речь — «речь на случай», торжественная речь на юбилеях и других торжественных мероприятиях, в дружеском кругу. Аристотель считал, что хвалить в таком жанре речи нужно то, что более всего ценится в обществе и в данной аудитории, а преувеличение здесь является законом жанра и не воспринимается как обман.

Итак, мы определились с жанром публичного выступления и можем подумать о его форме. Здесь перед нами открывается богатый выбор.

Типы публичных выступлений по форме

  • Короткое выступление на 3–5 минут подойдет для торжественных и информирующих речей. Согласитесь, затянутое поздравление юбиляра и длинное сообщение о том, что завтра состоится собрание, утомляют и существенно снижают внимание аудитории.
  • Более объемное сообщение — это форма публичного выступления на 5 — 20 минут. Здесь мы можем и мотивировать, и убеждать и даже прочесть мини-лекцию. Важно, чтобы в композиции сообщения было четкое и захватывающее внимание вступление, логически простроенная основная часть и внятный финал (о финале спикеры чаще всего забывают, а это важнейшая часть структуры!). Обычно в рабочих презентациях используются слайды. На них лучше перенести только визуальную часть доклада, не заполнять их текстом.
  • Лекция — это уже большая форма публичного выступления. Здесь мы можем развернуть мысль и на 30 минут, и на час, и на полтора. При структурировании лекции очень важно соблюдать последовательность и ясность логики. Выделите ключевые вопросы по теме и подберите материалы по ним. Важно использовать научную литературу, достоверные первоисточники. Сегодня верифицировать что угодно очень легко, и ваши студенты сделают это так же быстро, как и вы. Чтобы лекция не превратилась в усыпляющий диктант, включите в материал лекции живые интересные примеры, истории из жизни или описания реальных случаев по теме.

Стили публичных выступлений

А теперь поговорим о стиле вашего публичного выступления.

Публичная речь предполагает определенную степень торжественности, некоторой возвышенности. А это значит, что не только суть, но и буквально каждое слово вашей речи должно быть выпуклым и очень точным.

Русский язык невероятно синонимичен. Пробуйте использовать не только известные, банальные слова и понятия, но и ищите самые точные и конкретные определения тому, о чем вы говорите. Автор учебника «Основы искусства речи» Поль Сопер дает следующие советы: говорите — не «шел», а «бежал», «ковылял», «плелся», «тащился», это вызовет образ. А Карнеги рекомендовал: не собака, а пятнистый бульдог; не петух, а белый петух бантамской породы со сломанной ногой; не говорите «Филадельфия — крупный научный и медицинский центр», а говорите: «Здесь 150 больниц и 4 института»; не говорите «Лютер был упрям», а говорите «Его пороли розгами по 15 раз в день».

Стиль публичной речи предполагает лаконичность и ёмкость фраз, поэтому многословия стоит избегать так же, как и штампов, клише, банальностей, и общих определений. Соблюдение этого правила поможет вашим слушателям легче запомнить то, что вы говорите.

У каждого спикера с опытом вырабатывается свой стиль публичного выступления. Его особенности зависят и от личности, и от способностей, и от условий, в которых приходится выступать чаще всего. Важно изучать себя и постоянно развиваться, тогда каждое ваше выступление будет сверкать гранями вашего таланта.

Статьи
Почему так важно уметь расслаблять мышцы?

Почему так важно уметь расслаблять мышцы?

ИГРО в сентябре 2025 года

ИГРО в сентябре 2025 года

Этикет делового общения в мессенджерах

Этикет делового общения в мессенджерах