Что может быть причиной неудачи публичного выступления? Может, отсутствие опыта или умений? Но я видел ораторов, неуверенных в себе и не очень-то умелых в этом искусстве, однако публика слушала их, затаив дыхание. Может, слабая подготовка или незнание темы? Конечно, это в «зачет» не пойдет, но последние теледебаты показали, что и это не главное. Внимание слушателя выключает непопадание в зону его интересов. Если оратор говорит о вещах, публике ненужных, то никакие техники и приемы его не спасут.
Отсюда первый совет: необходимо ответить для себя на вопрос, а что именно слушатели хотят от меня узнать.
Если оратор находит интерес аудитории, то он становится ей интересен. Вот почему блестящие рекламные выступления, снабженные яркими слайдами и артистично поданные, вызывают у публики скуку. Как говорил Д. Карнеги, «чтобы тебя слушали, говори не о себе, а о слушателе».
Сегодняшняя аудитория отличается прагматичностью и высокой степенью усталости от информации. Люди хотят получать то, что может принести им реальную пользу, и быстро теряют внимание, когда речь становится слишком абстрактной и никак не связанной с их опытом. Поэтому примеры, особенно сюжеты из личной практики, так хорошо помогают удерживать внимание слушателей. Волшебное слово «Однажды…» заставляет замереть любую аудиторию. В моей практике был случай, когда на одной из конференций докладчик совершенно потерял связь с залом, читая с листа свой материал. И вот когда народ уже не просто стал зевать и ерзать, а потянулся к выходу, этот парень вдруг отложил в сторону свои листочки и произнес: «Все, что я сейчас читал, понять трудно… Давайте, я расскажу на примере нашей компании, как это работает на самом деле». Потом он вышел из-за трибуны и стал увлеченно рассказывать. Тут же появился в его речи юмор, стали выразительными жесты, загорелись глаза. Слушатели ожили и начали слушать, задавать вопросы, а в финале наградили докладчика такими аплодисментами, которых он, может, прежде никогда и не получал.
Совет второй: старайтесь снабжать свою речь примерами.
Хорошее соотношение – один пример на две-три минуты выступления.
Сразу возникает вопрос, а что делать, если доклад не предполагает живых примеров, ярких историй, если доклад – это сплошная цифирь и глобальные рассуждения? Если такой вопрос возникает, то означает это, что оратор находится еще на первых ступеньках мастерства. Потому что нет на этом свете тем и ситуаций, где примерам и историям нет места. И в суде, и в зале совещаний живое слово на вес золота. Дело здесь не в «выпендреже» самого оратора, а в том, что к принятию слушателями речи можно пробраться, только затрагивая их эмоциональные струны, работая на уровне не только слуха, но и внутреннего зрения. Ведь хорошую речь мы видим, прокручивая ленту образов на «внутреннем экране». Поэтому мой третий совет таков:
Говорите не уху, а глазу. Помогайте другим «увидеть» вашу речь.
Не только примеры, но и обычный маркер в руках способен творить чудеса. Если позволяет формат выступления, старайтесь фиксировать ключевые мысли на доске или флипчарте. Можно использовать клейкие листочки большого формата, рисуя на них свои идеи.
Это способ помогает организовать свои мысли и сделать их предельно понятными и запоминающимися. Наблюдать за тем, как рождается слово, интереснее всего. Поэтому оратор, который рисует свою мысль, гарантированно удерживает внимание лучше, чем тот, кто только использует один канал восприятия – слуховой. Метод визуализации не требует от нас обладания навыками живописца. Рисунки и схемы должны быть предельно простыми.
Используйте слайды презентаций только в тех случаях, когда это необходимо.
Например, в больших залах или когда того требуют стандарты компании.
Сегодня даже подготовка к выступлению сводится к разработке и созданию слайдов. А остальное – как пойдет. На самом деле слайд не помогает, а мешает оратору удерживать внимание аудитории. Особенно, если этот слайд надо читать, анализировать. В этих случаях выступающий становится приложением к дизайну презентации. Мы стали трусливы и предпочитаем прятаться за столом или стойкой, обращая внимание аудитории на экран, отводя себе роль суфлера. Скоро, как в старом театре, в ходу будут суфлерские будки. Хорошее выступление – это не выступление вовсе, это разговор с людьми. Существуют два метода ораторской работы. Один построен на искусстве представления: выступающий показывает себя, старательно произносит текст, но не общается с аудиторией. Другой очень похож на искусство переживания, по крайней мере, так, как его понимают в русском театре. Оратор не позирует, а просто разговаривает с аудиторией. Выбор метода зависит напрямую от того, как мы ставим цель в выступлении.
Однажды я сидел в зале петербургской гостиницы, недалеко от Исаакиевской площади. За круглым столом. Таких столов было ровно десять штук, и за каждым помещалось по восемь человек. Мы ждали начала семинара, посвященного проблемам покупки и продажи бизнеса. В программе было заявлено три спикера. Первый из списка был так хорошо известен в деловом мире, что мог позволить себе прийти в потертых джинсах, а не в сером или синем костюме, как это сделали остальные участники. «Jeansman» вышел на авансцену, оперся левой рукой на пюпитр и заговорил. Он был похож на римского патриция, немного уставшего от общения с клиентами. Его речь неторопливо растекалась, как томатный сок, пролитый на скатерть. Было видно, что оратор собой доволен: он прислушивался к звукам своего голоса, наслаждался плавностью своих жестов, иногда мягко грассировал, как мурлыкающий кот. А слушатели в это время жевали бутерброды, не отвлекаясь на оратора. Такой фокус может случиться с любым опытным оратором, познавшим вкус успеха. Желание нравиться публике превращается в самоцель. Такой оратор становится актером, который играет самого себя, позволяя нам смотреть этот спектакль. Но, играя роль, он не видит, что творится в зале. Внимание оратора сосредоточено на собственных переживаниях. И зрители покидают театр…
Модератор объявил второй номер из списка. На сцену поднялся сотрудник известной юридической компании. Задачу выступления он сформулировал четко: донести до слушателей информацию. Что же делает ответственный выступающий, когда он желает донести информацию? Он сосредотачивается на тексте. Главное – ничего не забыть. Если нельзя читать с листа, то можно с экрана. Ни в коем случае нельзя смотреть в глаза слушателям: можно отвлечься и потерять мысль. Лучше найти точку на полу и говорить, говорить. Желательно тихо, чтобы не потревожить себя лишней эмоцией. Что же делают свидетели такой презентации? Вероятно, слушают, возможно, записывают. Чаще – борются со сном. Когда цель презентации в произнесении презентации, результат целиком зависит от желания публики слушать. Представьте себе человека, который спит ради того, чтобы спать, а не выспаться, или ест ради того, чтобы есть, но не насытиться. Такое возможно? Возможно, но это так тоскливо! Как презентация ради самой презентации. А потом на площадку вышел Виктор. Будто свежим ветерком подуло. Он был спокоен, улыбчив и смотрел каждому из нас прямо в глаза. По крайней мере, мне так показалось. Выдержал паузу и заговорил. Кто ел, тот перестал жевать, кто спал – проснулся. Весь зал был во внимании. Виктор говорил ровно двадцать минут. После аплодисментов посыпались вопросы. Модератору пришлось через десять минут вмешаться, чтобы объявить перерыв. Виктора сразу взяли в тесное кольцо пытливые слушатели. В чем секрет успеха? В точно поставленной цели. Итак, совет:
Правильно формулируйте цель выступления.
Это поможет наладить живой контакт с аудиторией. Цель должна быть реализована не во мне (Я хочу ПОНРАВИТЬСЯ), не в процессе самой речи (Я хочу РАССКАЗАТЬ о…), а в моих слушателях. Правильно поставленная цель сообщает мне РЕЗУЛЬТАТ, которого я хочу добиться своей речью. Цель можно так и формулировать: «Я хочу, чтобы …». Вместо многоточия ставим тот результат, которого хотим добиться. В Библии сказано «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». В выступлении получается, что где цель ваша, там внимание ваше. Если внимание на себе или в тексте, то ни о каком контакте с аудиторией не может быть и речи. Наоборот, если цель в изменении позиции слушателей, то и внимание приковано к аудитории: ведь жизненно необходимо понимать, что здесь и сейчас с ними происходит. Так простым формулированием цели создается почва для полноценного общения. Конечно, путь к цели должен быть логично выстроен, иначе слушателю очень трудно будет удерживать внимание на содержании речи оратора. Как только мы заставляем аудиторию делать лишнюю работу, например, разбираться в хитросплетениях собственного доклада, мы ее теряем. Мой совет:
Нарисуйте план своей речи на листе бумаги.
Именно нарисуйте, а не напишите. Должны стать понятны связи между идеями, последовательность развертывания речи. Лист с таким рисунком вполне допустимо использовать как подсказку в выступлении.
При условии хорошей подготовки, продуманного плана и внятной цели, нас ждет успех. Помешать ему могут только неуважение к мелочам и собственный страх.
Мелочей не бывает!
Внимание слушателя могут отвлекать аксессуары. Например – очки. Если оратор их носит, то он должен оценить, как именно очки влияют на восприятие слушателями себя и информации. В моей практике был случай, когда массивная черная оправа при наклоне головы (а выступающий делал это довольно часто), полностью перечеркивала линию взора, и возникал жутковатый образ человека с черными прорезями вместо глаз. В другой раз, один известный политик надел очки с разболтанной носовой дужкой и, когда на носу появились капельки пота от волнения и тепла в зале, то очки начали сползать вниз, и оратору приходилось их постоянно поправлять и придерживать рукой.
И последний совет: не бойтесь собственных страхов.
Нет человека, который бы не волновался во время публичного выступления. А если таковой найдется, то я посоветую ему обратиться к врачу, потому что страх – это естественная защитная реакция организма на опасность. Нужно работать не со страхом как таковым, а с причинами, его порождающими.
Одной из причин переживаемого стресса во время выступления оказывается неверная настройка на аудиторию. Мы как-то привыкли к тому, что аудитория изначально обязана быть нашим союзником. А с какой стати? Наоборот, сегодня уровень критического мышления очень высок. Аудитория не готова нас полюбить сразу и бесплатно. Это в Западной Европе или Америке выдают аванс в виде аплодисментов каждому, кто появился на ораторском месте. Там похлопают и неудачному выступлению. У нас аплодируют редко, чаще смотрят недовольно, с долей раздражения. Так принято. В суде особенно. Вот и получается, что вышел выступающий, увидел лица сидящих в зале и растерялся. Еще бы… Речь – это борьба. Не стоит ждать милости от слушателей. Лучше раз и навсегда понять, что любовь публики возможна не к тому, кто соизволил появиться перед ней, а к той пользе, что получила публика взамен на потраченное время.
Столкнувшись с агрессией, непониманием, скукой, не надо паниковать. Слушатели имеют полное право на ту реакцию, которую они демонстрируют. Дело оратора доказывать свою точку зрения и побеждать. Вот почему так важен эмоциональный настрой, с которым вы идете выступать. Когда-то я занимался дзюдо и хорошо запомнил, что те бои, которые окончились неудачей, всегда были проиграны до схватки. Плохое настроение, неудовлетворительное состояние здоровья, испуг перед сильным соперником (в нашем понимании – перед сложной или статусной аудиторией) создают все условия к неудаче.
Разработайте свою систему настройки на выступление.
Обязателен хороший сон, спорт, баня, умные книги и фильмы… Все то, что создает пространство для творческой мысли и заряжает нас энергией. Все то, что позволяет нам почувствовать себя уверенными и способными к достижению целей.
Следуя этим советам, вы сможете управлять вниманием аудитории и вести ее за собой. Успехов вам в этом ответственном деле