Из года в год наблюдаю: те участники тренингов по риторике, которые нигде специально ораторству не обучались, имеют общие навыки публичного выступления. Как если бы они всё же посещали (неосознанно) одну общую школу. Есть какое-то единое начало в их ораторском поведении. Поиски ответа привели к истокам. Да, есть такая начальная школа!
С младых ногтей, с раннего школьного детства учителя методично вырабатывали у нас навык «отвечать урок». Мы не знали его до школы, потому что дома он был не нужен. Дома мы учились всему на свете, но только не «отвечать урок». (Сцены декламации перед гостями не в счёт). Жизнь до класса и вне класса – это наша личная, а не публичная жизнь. Публичная начнётся в первый погожий сентябрьский денёк.
Отвечать урок (все помним) - это значило громко, чётко, близко к тексту, но не слово в слово (иначе ты зубрила) пересказать содержание «параграфа». В пол смотреть было нельзя («подними голову!»). Выходить к доске нужно было без всяких записей. «Подсказывать, списывать и подглядывать» - запрещённые и осуждаемые действия. Отвечать надо было «по памяти».
Мы помним эти речевые памятники школьного урока: «выучить назубок», «чтобы от зубов отскакивало». Высшая проба: «разбудить среди ночи».
Какие навыки публичного выступления формировались тогда у нас?
Параграф 1. Стоять - как вкопанный
Многие ораторы именно так и стоят перед аудиторией. Расхаживать вдоль доски во время ответа было бы вызывающе дерзким – мы этого и не пытались делать. Если нужно было писать на доске, то мы подходили к ней. Многие из нас сегодня так же подходят к флипчарту, где бы он ни стоял. И если он стоит в углу (организаторы так поставили), то мы идём в угол, хотя это не лучшая позиция для выступающего. Передвигать флипчарт, самому организовывать пространство своего выступления – это для многих новое сознательное усилие.
Параграф 2. Смотреть прямо
Стоя перед одноклассниками, мы смотрели в стену за их спинами. Идеальной реакцией на нашу речь было молчание. Возглас, смех, любое движение пресекалось учителем как помеха. «Тихо! Не отвлекайся!»
Именно этот навык «смотреть прямо» приходится преодолевать взрослому человеку, если он хочет быть убедителен как выступающий (докладчик, спикер, оратор и т.п.)
Приходится учиться смотреть не вообще вперёд, а в глаза напротив. И не просто смотреть, а устанавливать зрительное общение, то есть реагировать на реакцию. Видеть недоумение, согласие, возражение, скуку или интерес. Видеть, чтобы корректировать свою речь. И быть в зрительном контакте не с одним избранным, а с аудиторией.
Параграф 3. Отвечать чётко
Ключевое понятие здесь – отвечать. Мы на уроке никого ни в чём не убеждали. Не рассуждали вслух. Для «своих мыслей» школьная система предусмотрела сочинения. И многие из нас преуспели в них и сформировали навык искать нужное слово, формулировать ощущения, предположения и догадки. Зачёркивать и исправлять по ходу мысли. Но это письменная речь. А перед классом рассуждать – это, мы знаем, демагогия. Рассуждать – это пытаться угадать имеющийся у учителя (и у некоторых примерных учеников) правильный ответ. «Не гадай, а отвечай на вопрос».
В старших классах бывала и вольница. Вдруг появлялись учителя, которые поощряли думать вслух. Формат новый, не простой, и выдерживать его в чистоте бывало трудно: говорили наперебой, много и разно, мысли если и рождались, то какие-то мелкие, развивать их было некуда. Развивался хаос. Дисциплина падала на глазах, и школьная администрация в жарком союзе с родительским комитетом выходили ей на поддержку и возвращала на место. Урок не место для дискуссий.
Спич – это краткая приветственная речь во время банкета по официальному (иногда очень скучному) поводу, но не с микрофоном, а с бокалом шампанского в руке. И искрить должно не только в бокале. Спич – это серьёзная возможность произвести, усилить или смазать впечатление о себе. Поэтому постарайтесь подготовиться к произнесению речи заранее.
Обратите внимание на то, что известно из приглашения: тема, организаторы, состав присутствия. Попробуйте сначала выделить то, что лежит на поверхности, о чём можно говорить не задумываясь. Выделите это и удалите. Об этом скажут другие, многие.
Теперь взвесьте оставшееся. Вдумайтесь. И вы обязательно найдёте что-то особенное, что сделает вашу речь небанальной.
Если ваша речь первая в списке речей, обязательно поблагодарите организаторов и «хозяев дома», в котором проходило мероприятие.Если речь не в начале банкета, повторяться не стоит. И уж абсолютно не стоит употреблять пассажи, истрёпанные от каждой встречи кого бы то ни было: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Этому фонтану надо дать отдохнуть.
Помните: спич краток. Пять фраз – и невербальное завершение: бокал вверх.