Типичное явление: среди сотрудников компании есть родственники. Супруги,
Люди первого призыва — это, конечно, знакомые и друзья. Зачастую ими оказываются родственники. Все свои, все на «ты», все запанибрата.
Пройдёт некоторое время — и компания, если с ней всё в порядке, пойдёт в рост. Понадобятся новые сотрудники — их будет рекрутировать отдел по персоналу, претенденты будут присылать резюме и проходить собеседования. Вырастут доходы. Всё хорошо. Компания готова освоить новый
Но в этот момент происходит драматическое с точки зрения коммуникаций явление: отставание корпоративной культуры. Или что ещё хуже и чаще: обнаружится её стихийная пестрота. А если всё же однородность, то обыденная, обывательская.
Одной из причин торможения в развитии компании являются, как ни обидно, дружеские отношения.
Не сами по себе, разумеется, это ценность непреходящая, но их выражение в деловой жизни.
Деловой этикет предписывает: чем выше ваше социальное положение, тем дальше оно от бытового, семейного. Вы — директор компании, а руководитель одного из отделов — ваша супруга? Ошибаетесь. Руководитель одного из отделов — это руководитель одного из отделов, случайный (возможно) однофамилец. И если вы с ним повседневно внутри компании на " ты», не надейтесь на чудо перевоплощения в ответственной деловой ситуации за пределами компании, где высокая деловая культура исключает фамильярность среди участников коммуникации. Привычка и навык будут к вашим услугам раньше, чем умозрительные знания о правилах поведения. И неподходящее строгому моменту громкое «Наташа, ты не забыла флешку?» досадно упростит вас.
Чем выше деловые круги, в которых вращается ваша компания, тем строже и требовательнее этикет.
Моветоном является панибратство в любом его проявлении: в жестах, в словах, в интонации. Похлопали по плечу своего заместителя, передавая ему микрофон для выступления. Из лучших побуждений, разумеется — приободрить! — и широко улыбнулись: «Не дрейфь, Димон!» И подмигнули. Приободрили, но вместе с этим ясно и недвусмысленно отметили свой уровень на шкале делового сообщества. И пусть вас не обидит его прохладная реакция.
Обращение по
В официальной торжественной части единственно возможное обращение к деловому собранию — «господа». Невзирая на разнополость присутствующих. В этот момент перед вами «официальные люди».
Как избавиться от амикошонства? Ввести в ежедневное общение обращение на «вы».
Сделать его привычным, чтобы быть естественным в строгих рамках высокого делового этикета, когда понадобится. Не смущаться, не сбиваться, не казаться себе глупым актёром и не думать только об одном: скорей бы это всё закончилось, и мы вернулись к себе в офис выпить и «перетереть».
Вы позволили себе заявить себя деловым человеком — извольте соответствовать. Безусловно, есть компании, корпоративная культура которых, не только допускает, но даже предписывает свободное общения, обращение на «ты», презрение к излишней «манерности». Но — еще раз — чем выше ваш статус, тем выше и требования.
С сотрудниками на «вы». С заместителем своим, другом детства — на «вы». По имени-отчеству , если компания претендует на люкс.
Вам кажется это искусственным? Это так и есть. Это именно оно: искусство чувствовать стиль. И каждый из нас им обладает в той или иной степени.
Поройтесь в семейном архиве, возможно, найдёте изумительные строчки в письме вашего прадедушки к супруге: «Милый друг мой, Лизавета Афанасьевна, здравствуйте!». Она была его женой, он знал все её родинки, шептал ласковую чепуху, но — этикет письма, господа!