Как подготовить текст публичного выступления

Ораторское мастерство

Ирина Родченко

Как создать текст публичного выступления

Легендарный американский телеведущий Ларри Кинг в своей книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно» утверждает, что хорошее интервью строится на трех китах: подготовка, подготовка и еще раз подготовка. С уверенностью могу сказать то же самое о публичном выступлении. Безусловно, есть люди, от Бога наделенные способностью к свободному изложению и импровизации, прекрасно ощущающие себя в пространстве сцены под взглядами слушателей. Но таких единицы. Большинству требуется серьезная работа над своим психофизическим состоянием и над созданием качественного содержания. Вот о подготовке содержания и поговорим.

В последние несколько лет я практикую подготовку спикеров к выступлениям, и делаю это довольно часто.  Как правило, это рабочие презентации: на конференциях, больших совещаниях, советах директоров, защитах проектов. По моим наблюдениям, докладчики чаще всего используют одну из двух методик подготовки:

1)  сначала создать слайды презентации, а потом «озвучить» их текстом (его записывают кратко или же совсем не записывают - читают со слайдов);

2)  сначала полностью написать текст выступления, начиная с вступительного «Здравствуйте, коллеги!» и заканчивая прощальным «На этом у меня всё», потом выучить его.

 

Оба эти способа работают (то есть на основании такой подготовки выступить вполне можно), но оба они неэффективны, если вы хотите добиться легкости мысли и речи, если хотите уметь захватывать и удерживать внимание слушателей. И вот почему:

1)  слайды могут быть (но не обязательно) важной частью презентации, но они всё равно только иллюстрируют вашу речь, а не заменяют её. Если же начинать подготовку с создания слайдов, то, скорее всего, из оратора вы превратитесь в прибор для звукоизвлечения, пристройку к слайдам;

2)  записывая полный текст выступления от начала и до конца, вы привязываете себя к этому тексту и лишаете свободы. Стоить вам сбиться – и потерянную мысль придется искать среди написанных строчек, шурша бумагами на глазах у аудитории. Конечно, если вы президент, выступающий с обращением к народу, или научный сотрудник с докладом, вы вполне можете встать на сцене за кафедру и читать весь свой текст с листа или с телесуфлера. Но бизнес-презентация все-таки предполагает некоторое общение с аудиторией, живую речь, взгляд в зал.

 

Как же тогда готовиться?

Помните старый анекдот, когда студент пришел к профессору литературы и спрашивает: «Профессор, я хочу написать роман! Как научиться создавать хорошие произведения»? Старенький профессор откашлялся и изрек: «Молодой человек! Хороший роман – это очень просто: завязка, кульминация, развязка!». То же самое с публичным выступлением, его простая структура всем давно известна: вступление, основная часть и заключение. Вот мои рекомендации по подготовке.

 

  1. Приступая к работе над содержанием, начните с самой сердцевины основной части – с главного тезиса. Главный тезис – это то, что вы доказываете, в чем хотите убедить аудиторию (а мы говорим только об убеждающей речи, ведь только цель «убедить» может служить мотивом и оправданием живого общения; если цель формулируется как «рассказать» или «донести информацию», можно воспользоваться любым из цифровых способов (рассылка, письмо, сообщение) и не занимать время людей и своё). Чем точнее, детальнее будет сформулирован тезис, тем проще вам будет подбирать аргументы, тем яснее будет для публики то, что вы говорите и тем меньше будет у слушателей необходимости уточнять. И, кстати, меньше возможностей для троллинга. Проверьте, что вы не путаете тезис и тему: тема – заданное поле, границы вашей речи («Санкт-Петербург», «Итоги года»), тезис – утверждение в рамках темы («Санкт-Петербург – самый красивый город России»). Декларировать тезис сразу совсем не обязательно, но он должен быть очевиден для ваших слушателей. И тезис, и тема могут выступать в качестве названия вашего выступления.
  2. Вот теперь можно впервые взять в руки бумагу и карандаш (или гаджет). Запишите тезис.

    Начинайте подбирать аргументы. Пока бессистемно, все, какие вам кажутся важными. Когда собрано достаточно информации, можно приступать к структурированию.
    Чтобы публике было легко идти вслед за вашей мыслью, в расположении аргументов должна быть логика, и определяете ее вы, опираясь на знание особенностей аудитории. Здесь возникает соблазн написать текст - не поддавайтесь ему. Вернитесь к своему листу бумаги (или файлу) и под формулировкой тезиса нарисуйте карту вашей речи – переход от одного аргумента к другому (аргументы формулируйте кратко, односложно). А теперь попробуйте проговорить основную часть, опираясь на подсказки в карте. Пусть это будет живой связный текст. Забываете цитату? Не можете вспомнить цифры? Это можно записать и иметь при себе во время выступления или выучить. А здесь нужна диаграмма или визуальный образ для усиления эмоций? Вот теперь ясно, какие слайды вам необходимы, можно приступать к их созданию.
  3. Когда основная часть готова, вы, скорее всего, уже будете понимать, чем закончить речь. Если ничего не приходит в голову, кратко (!) изложите главные пункты вашего выступления или декларируйте тезис (вот здесь ему самое место). Сделайте вывод или привяжитесь к истории, фразе или вопросу из вступления («Помните, я в самом начале говорил, что/задавал вопрос…»). Самое главное правило по поводу заключительной части – она должна быть продумана и проработана, чтобы ваша яркая, убедительная речь не просела под неловким «ну как-то так» или «у меня всё». Эта часть, как правило, небольшая, постарайтесь ничего не записывать. Будет обидно, если в финале вы вдруг потянетесь за листом бумаги.
    Вступление тоже может быть разным. Если вам заданы формальные рамки, выполните их: «меня зовут… тема и моего доклада…», если их нет, идите от особенностей аудитории: как ей легче будет подойти к основной части? Что будет уместнее всего? История? Личный опыт? Отсылка к недавним событиям? Постарайтесь уйти от банальностей и не тратьте время на ненужные приветствия и расшаркивания (если они не заданы форматом): не «здравствуйте, коллеги, сейчас я расскажу вам одну историю», а сразу начало истории. Не записывайте.
  4. Итак, у вас в руках листок с картой основной части, готовая презентация, вы помните вступление и заключительную часть. Попробуйте несколько раз проговорить речь в сопровождении презентации: пусть текст будет разным, это добавит вам свободы. Карту и записанные цитаты и цифры можно взять с собой в качестве шпаргалки, презентация тоже будет вашим помощником.


    Попробуйте этот простой и действенный метод, и вы увидите, насколько свободнее и увереннее вы будете чувствовать себя в пространстве публичного выступления. 
Советы о том, как говорить лучше. Еженедельно.
Задать вопрос