Известно: есть два «вы». Третье лицо множественного числа и оно же, но большое единственное. Вежливое.
Лет 20 назад с их написанием не было никаких особых трудностей. А сегодня возникли. Большая буква победила, вобрала в себя все контексты, разбухла от неразборчивого употребления и, конечно, раздражает. Скромная маленькая буква воспринимается как ошибка.
Вернуть малышку в строй и окоротить дылду — вот задача современного просвещенца от языка.
Чтобы безошибочно выбирать между вы и Вы в написании, нужно определиться с категорией числа. Начнём с множественного. Оно бывает простым, и с ним всё просто: коллеги, прошу вас…То есть мы обращаемся к нескольким (многим). Реальное количество (два и больше) совпадает с грамматическим множеством. В каких бы официальных отношениях мы с ними (и с каждым в отдельности) ни были, выбираем строчную маленькую букву в. Без вариантов.
Но есть
Местоимение — это вместо имени. Поэтому простой механической проверкой (вы или Вы?) может служить такая операция: если вместо «вы» можно написать конкретное личное имя (Иван Иванович), то это личное, персонифицированное обращение (в отличие от вы все, каждый из вас), и можно писать «Вы».
Можно, но — стоп! Поднимаемся на вторую ступень выбора: реальное единственное число, формально выраженное множественным. Так называемое вежливое вы. Всегда ли необходима заглавная буква? И вот тут сегодня развилка. Люди с повышенной ученической тревожностью отстаивают большую букву: всегда. Нас так учили.
Другие люди (назову их людьми с повышенной языковой чувствительностью) сомневаются и склонны к пересмотру своих школьных богатств.
Отличный пример в упомянутой статье Ксении Турковой:
Если вы готовы называть человека Сергей Петрович, то и на «Вы» — вполне можно. А вот «а как вы, Марина, курицу жарите?» — стоит писать без «Вы», — пишет Алина Фаркаш, запустившая механизм спора.
Именно так. Попробую объяснить. Да, конечно, обращение к взрослому человеку на вы — устойчивый этикетный канон. Его никто не подвергает сомнению и разоблачению. Весь спор здесь порождён смешением устной и письменной форм речи. Речевая стихия — это чудо в развитии. Ещё совсем недавно (когда «нас так учили») мы не писали писем в режиме живого диалога. Письмо написано, перечитано, сто раз исправлено — лети с приветом! Всё наше сегодняшнее письменное общение — это
Но сегодняшнее буквенное общение скоротечно, быстро, оно устное по сути. Мы его скорее слышим, чем видим. Именно поэтому в разговорной бытовой ситуации устного общения нет необходимости наряжать букву. (Крайностью этого рассуждения была бы отмена всей орфографии, но мы понимаем, что это именно крайность и демагогия).
У написания Вы есть возвышенная необходимость. Это ритуальное, этикетное написание. Это букет цветов. Это ценность. Когда мы пишем поздравление (пусть даже в
Оно обусловлено не форматом обращения друг к другу (ты\вы), а степенью внутри вежливого обращения. Большая буква (знак!) пишется, вырисовывается, если угодно, не для публичного прочтения.
Если нет этого пафоса подчёркнутого уважения, то совершенно уместно обходиться строчной буквой вежливого вы. Никакого понижения или перевода в разряд множественного числа в этот момент нет. А вот раздражения от неуместного
И последнее. «Вы» в интервью. Диалог. Вежливость, но бесспорная норма — строчная буква. Есть давний канон: диалоги в художественном тексте, письма. Там, где герои «на вы».
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Вернём маленькой букве её большие полномочия.
Вся эта лексика никогда не войдёт в круг литературного языка, как бы общеупотребительна она ни была. Она исчезнет, когда иссякнут родники, её порождающие. Но следы останутся. Потомки по ним будут восстанавливать дух эпохи. И никакие удушенные и раздушенные учебники истории не собьют их со следа.