Статусная аудитория страшна тому, кто не имеет собственного статуса
И. Родченко
Никто не мог видеть лица китайского императора. Он видел всех. Чиновникам было страшно. Они смотрели, как шелковая занавесь, за которой смутно угадывались очертания тронного кресла, волновалась от дыхания Властелина Вселенной. В любой момент она могла колыхнуться сильнее, отражая гнев императора. Если это случалось, то верные слуги хватали чиновника и бросали в тюремные подвалы, откуда живыми не возвращались.
Ощущение опасности, идущей от власти, крепко сидит сознании не только китайских товарищей. Один из самых частых вопросов, который мне задают по теме публичного выступления, как держаться или как выступать перед статусной аудиторией.
Посмотрим на ситуацию с нескольких сторон:
- Психологической.
Власть принято бояться и ей этот страх демонстрировать. Этой весной случайно стал свидетелем, как в Старую Руссу, где я отдыхал, приехал крупный чин. На прогулке его сопровождали местные чиновники. Крупный чин венценосно шагал по дорожке в парке, а чиновники притоптывали справа и слева, отклячивая зады, как цирковые медведи. Природа этого страха понятна: от мнения руководителя зависит судьба «выступающего». Преодоление подобной зависимости - то вопрос не тренировки, а установки. Установки на правильную ценностную иерархию. Как так получилось, что чужой статус имеет такую власть надо мной? Может, стоит трезво посмотреть на вещи и понять, что перед смертью все босы и наги (или все Боссы наги).
Возможно, что есть руководитель или руководители, которых вы ставите много выше себя: за их опыт, знания, достижения. В этом случае разумно испытывать волнение, ведь мы часто волнуемся перед встречей с прекрасным. В выступлении с волнением не борются, его используют как универсальную горелку для разогрева мыслей и чувств. Как мы способны контролировать высоту язычка пламени в горелке, так можно регулировать и волнение: немного тренировок на управление дыханием, на умение освобождать тело от мышечных зажимов и на концентрацию в публичном пространстве - и дело сделано. В любом случае, волнение, даже если его следы обнаружатся на ваших щеках, будет приятно статусным лицам как отражение их величия. Итак, важно научиться адекватно воспринимать чужой статус и не наделять явления несвойственным им значением. - Ритуальной.
Независимо от того, как именно вы относитесь к статусу той или иной аудитории, необходимо соблюдать приличия. Существует тысяча анекдотов про то, как, попав на прием к английской королеве, ставит ее и весь двор в неловкое положение очередной невоспитанный гость. В последний раз отметился сам Барак Обама, который умудрился начать произносить тост во время исполнения английского гимна, когда все, включая королеву Елизавету, встали и замерли. В моей памяти осталось стыдное воспоминание о торжественном обеде в мэрии Стокгольма, куда я попал вместе с друзьями из Ленинградского Камерного Театра. Голодные, как все артисты, мы едва дождались завершения торжественной речи и бросились к накрытому круглому столу с едой и напитками. Бедные шведы смотрели на уничтожение саранчой запасов со смирением. А что им оставалось делать?
Перед выступлением в статусной аудитории разумно выяснить правила поведения. Наверняка существует ритуал, который следует соблюсти. Как, например, во время защиты научной работы необходимы определенный дресс-код, точное приветствие Ученому Совету и гостям, общепринятая форма обращения к оппонентам и пропонентам. - Практической.
Несколько советов из собственного опыта работы со статусной аудиторией.
Приоритетом должна быть краткость и точность изложения. Речь необходимо структурировать, применяя «Во-первых, во-вторых…», «Из этого следует, что…», «Цель моего сообщения…» и т.п.
·Не стоит устраивать «цирк с конями». Любое бессмысленное проявление эмоций (размахивание руками, словесная экспрессия, повышенная или пониженная громкость голоса) мешает разумному восприятию информации.
·Нельзя путать чувство достоинства с наглостью и уважение с заискиванием: дистанцию никто не отменял. Ее устанавливает сама статусная аудитория: форматом встречи, пространственным решением, дресс-кодом. Задача оратора – почувствовать и «грамотно вписаться».
При подготовке стоит охватить круг тем втрое шире предполагаемой. Руководители имеют странную привычку спросить о чем-то, что лишь косвенно касается заявленной темы.
·Если вас прервали, не дослушали, стали задавать вопросы или просто отвернулись, то не следует требовать соблюдения регламента. Правила в этом случае диктует «монарх». На его вопросы надо отвечать и у него спросить, стоит ли продолжать или можно закончить выступление. Это вежливость и ничего больше. Конечно, в конце встречи «монарху» можно порекомендовать нашу компанию для обучения этикету и правилам хорошего тона. Только рекомендуйте вскользь, как бы случайно.
Самый важный совет, чью эффективность мне доказал собственный опыт общения с руководителями высокого ранга, прост: нужно созидать свой собственный статус. Можно не занимать высокой должности, но быть настоящим профессионалом в какой-то области или обладать другими, очевидными статусной аудитории, преимуществами, что автоматически уменьшает количество барьеров в социально неравной коммуникации.
Как в сериале «Карточный домик», где с президентом США легко и просто общается обычный темнокожий повар. Только этот повар делает лучшие свиные ребрышки в Вашингтоне и знает себе цену.