Нелегко работать с наигрышем. В театре этим словом называют фальшивое, преувеличенное поведение. Обычно актер наигрывает, когда не понимает, не чувствует роли, а играть нужно. Тогда, не вжившись в образ, он начинает изображать героя с помощью штампов — самых разных актерских приёмчиков. Посмотрите
В публичном выступлении наигрыш проявляет себя в жиме. Оратор начинает давить лицом, голосом — брови поднимаются, искусственные жесты… Как правило, такой жим свидетельствует о неуверенности выступающего, но вся трудность в том, что он сам и многие в аудитории уверены, что это и есть настоящее искусство — свободное, яркое. И вот когда удается «разжать лицо», успокоить мышцы, мы вдруг видим красивого и умного человека. Оказывается, что для управления аудиторией не нужно кричать, не нужно размахивать руками, а можно говорить спокойно и лицом не хлопотать: «Сила в немощи совершается». Мы видим это преображение и радуемся.