Руководитель произносит разные по жанру речи. Мотивирующая занимает особенное положение — это трудный жанр. Основная задача — так повлиять на сотрудников, чтобы вызвать их волевой посыл к изменениям. Здесь не обойтись без эмоций, без личного опыта, без способности говорить с сотрудниками на одном языке. Иногда мы допускаем ошибку — мотивируем в привычном жанре документа, используем канцелярский язык. Но документ не способен вызвать эмоции, а они очень важны для мотивации.
В пятом выпуске Edutech показательный пример:
«Когнитивный психолог Кит Отли рассказывает об эксперименте, который он проводил вместе с коллегами: одна половина участников читала рассказА. П. Чехова „Дама с собачкой“, а другая — содержание этого рассказа в формате судебного заседания по делу о разводе. Тексты были равными по объему, повествовали об одних и тех же событиях, и оба были оценены читателями как интересные. После прочтения при помощи диагностических тестов измерялись изменения в чертах характера и эмоциональных реакциях. Выяснилось, что рассказА. П. Чехова вызывал измеримые и уникальные перемены в реакциях читателей, а вот канцелярский язык судебной истории — нет».
Выбор жанра на этапе подготовки, а главное, владение разными жанрами — важный навык руководителя.