Общение в мессенджерах формально относится к деловой переписке, но по сути оно напоминает скорее устный формат общения. Поэтому мы нарушаем правила сетевого этикета, например, отправляя голосовые сообщения или требуя немедленный ответ на наше послание. Разберем несколько распространенных ошибок:
Приветствие без продолжения
Нередко мы получаем в мессенджерах сообщения, которые ограничиваются только приветствием. Например, «Анна, добрый день!». Если мы не отвечаем, то разговор не продолжается. А еще хуже, если отвечаем приветствием, но разговор так и не двигается с мертвой точки, а назавтра начинается снова. Порой это вызывает улыбку, а порой страшное раздражение, в зависимости от настроения. Шутки шутками, но, если разобраться, почему так происходит, то мы придем к выводу, что отправитель сообщений не в курсе, что мессенджер в деловом этикете — это средство письменной коммуникации, а не разговор в реальном времени. Безусловно, он предназначен для более оперативного решения вопросов, но это вовсе не означает, что адресат, получив сообщение, должен немедленно на него ответить. Общение в мессенджерах — это лишь малая форма делового письма, в котором мы и здороваемся, и сразу излагаем суть вопроса. А получатель отвечает нам не сию секунду, а в рамках этикетного времени.
Уменьшительно-ласкательное обращение
У нас есть деловые партнеры, с которыми у нас давние очень хорошие отношения. Но мы никогда не встречались в неформальной обстановке, не беседовали по душам и не пили на брудершафт. И вдруг мы получаем сообщение с
В первую очередь, мы должны понимать, что такое сокращение дистанции переводит нас из формата делового этикета в формат светского и в дальнейшем вопросы, которые легко решить при соблюдении нужной дистанции делового этикета, вам труднее будет решить по причине более тесной дружбы.
Если мы не готовы сократить дистанцию, то у нас два варианта. Первый — это продолжать обращаться к адресату, используя его полное имя. Тогда, возможно, ваш партнер поймет, что поторопился, сократив дистанцию, и сделает шаг назад. Если нет, то вы можете корректно написать, что предпочитаете обращение «Анна».
То же самое и при переходе с «вы» на «ты». Перейти на «ты» можно и рамках делового этикета, но перед этим стоит спросить разрешения.
Обращение по имени
Ваш визави в каждом своем сообщении обращается к вам по имени. Если общение не ограничивается
Эта странность скорей всего берет свое начало из правила, которым руководствуются специалисты по продажам: в каждом обращении к покупателю должно быть его имя, поскольку звук собственного имени — это музыка для ушей. Но мы опять забыли, что переписка в мессенджерах — это не устное, а письменное общение. Имя мы не слышим, а видим. То, что приятно слуху, не всегда также приятно для глаз.
Поэтому в мессенджерах следует обращаться к адресату по имени только в начале переписки. Если мы начали переписку вчера и вопрос еще не решен, то сегодня мы начинаем переписку снова с приветствия и обращения по имени. И на этом все.
Реакция на сообщение
Сейчас появилась новая опция — реакции на сообщения. Когда наш деловой партнер вдруг ставит реакцию в виде сердечка, это может немного смутить и даже озадачить. Стоит ли волноваться? :) Допустимо ли это в рамках делового этикета?
Эта опция не только появилась, но насколько мы видим воспринята на «ура». Довольно часто теперь мы получаем от партнеров и клиентов реакции на свои сообщения. Если подумать, то все реакции служат заменой все двух слов: «спасибо» и «ок». Но какое разнообразие! Думаю, что таким образом мы тоже хотим сократить дистанцию. Отвечать на сближение или нет, решать вам. Как и в случае с эмодзи этикетно здесь будет присоединиться к стилю адресата. То есть, если вы получили реакцию на свое сообщение (даже в виде сердечка, что смотрится довольно странно), то вы отвечаете симметрично, чтобы адресат понимал, что вы точно также расположены к нему, как и он к вам. Но я бы посоветовала быть чуть сдержанней в эмоциях при деловой переписке, особенно с сердечками. Если же вы хотите сохранить дистанцию, то это тоже ваше право.